«Моя Родина-мой край родной»
Цель: Расширение круга знаний и представлений о своей Родине, Буландынского района.
Задачи:
формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему;
формирование представлений об уникальности и неповторимости родного края;
развитие бережного отношения к природе;
Оборудование: листы А4,проектор,презентация
Целевая аудитория: учащиеся КГУ ОШ с.Партизанка
Ход мероприятия:
Учитель: - Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. У каждого из нас есть свой милый сердцу уголок земли, где он впервые увидел лучи солнца, сделал первые шаги. Это место несравнимо ни с чем другим. Это и есть малая родина.
-Как называется наша огромная страна?
-Опишите 3 словами нашу Родину...
-А как вы думаете что такое малая Родина?
-Как называется она у нас?
-За что вы любите село Партизанку?
Учитель: Когда мы произносим слово Родина, перед нами раскрываются бескрайние просторы – леса, поля, горы, моря. Как река берет начало из маленького ручейка, так Родина начинается у твоего дома: с березки, шумящей на ветру, с улицы, уходящей вдаль. Родина начинается рядом с нами. Родиной мы называем наш родной край, который носит гордое имя – Партизанка.- Что вы знаете о своей Родине? Сегодня мы с Вами будем делиться знаниями о своем родном крае.(рассказ учителя об истории Буландынского района)
Макинский (с ноября 1997 года Буландынский) район был образован в январе 1935 года с центром в селе Вознесенка, до июля 1936 года входил в состав Карагандинской области, до осени 1939 года в Северо-Казахстанскую область, в октябре 1939 года вошел в состав Акмолинской области. Образование Макинского района явилось следствием развития производительных сил на севере и центре Казахстана.
Буландынский район находится в северной части области, граничит на севере с Бурабайским, на северо-западе – с Сандыктауским, на юге — с Аккольским, на юго-западе – с Астраханским, Атбасарским, на юго-востоке — с Биржан сал районом.
Расположен в 180 км к северо-западу от г. Нур-Султан, в 120 км на юго-востоке от г. Кокшетау.
Площадь района составляет 5,1 тыс. квадратных километров. На территории района расположено 11 сельских (аульных) округов, 1 город районного значения и 37 сельских населенных пунктов. Административный центр – город Макинск. Через город Макинск проходят железнодорожная магистраль Алматы-Петропавловск и автотрасса Петропавловск-Кокшетау-Нур-Султан.
На территории района 24 водоема общей площадью около 2 тыс. га. Большая часть водоемов – это пресноводные озера со средней глубиной 2 метра. Наиболее крупные: Талдыколь, Жарлыколь, Жардыколь, Байтобет, Алаколь. В водоемах обитают карась, окунь, чебак, линь, карп, щука, а также водятся водоплавающие птицы: утки, нырки, гагара, серые гуси, лебеди. Основными реками являются: Аршалы, Баксук, Жолболды, Кылшакты, Кайракты. Речная сеть сосредоточена в основном в западной части района.
Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 18 мая 1945 года рабочий поселок Макинка Макинского района был преобразован в город районного подчинения и присвоено ему название – город Макинск.
Первое оседлое население на территории, где сейчас расположен город, появилось более 50 лет назад, в 1914 году. Его составили переселенцы из России и из окрестных близлежащих сел. Селились в основном отрубами. Вначале их было шесть: Вольный (теперь ул. Некрасова), Софинка (стала Садовой улицей), Лаврентьевский (сейчас улица Скуридина), а также Агниевка, Гвоздичный и Корниловка. Через три года в селении насчитывалось 40 дворов с общим количеством жителей 300 человек.
Учитель:
-Итак,ребята что вы узнали на этом этапе нашего мероприятия?
-А как сейчас выглядит город Макинск?
-Какие достопримечательности есть в городе?
-Какие села нашего района вы знаете?
(ребята делятся информацией)
Учитель: Страничка истории
-Ребята как вы думаете почему наше село называется Партизанка?
-С чем это связано? (ответы детей)
На берегу речушки-невелички,
Раскинула свои ты терема.
Село наше родное, Партизанка,
Полны твои сегодня закрома.
У каждого человека должны быть четыре корня: родители, родная земля, родной язык и история. Беречь, охранять и всегда помнить об этом должен каждый казахстанец. Историей появления нашей малой Родины, отразившей историю большой страны, вобравшей в себя судьбы многих семей.
Рассказ учителя:
Образование нашего села относится к периоду, который в истории называется столыпинской реакцией. Поначалу безымянное поселение возникло на правом берегу реки Арчала, в 350 км от станции Петропавловск, которая тогда была конечным пунктом железной дороги, а потому идти от Петропавловска нужно было пешком: только дети да пожитки передвигались на подводах. Первыми жителями села стали переселенцы из Самарской, Саратовской, Уфимской, Воронежской губерний — Шатские, Черновы, Новиковы, Казаковы, Лигостаевы, Свинолобовы, Романовы. Забегая вперед, хочется сказать, что до сих пор в нашем поселке живут их внуки и правнуки. К 1914 году в селе было более 120 деревянных и саманных домов, население составляло около 600 человек. Когда началась Первая мировая война, многих мужиков-крестьян взяли на фронт. Оставшиеся женщины не справлялись с непосильной работой, и многие хозяйства стали разрушаться. А в 1917 году в село стали возвращаться солдаты, рассказывали о событиях в Петрограде, о декретах Советской власти, о свершившейся революции. Весной 1918 года началась гражданская война. В Омске было сформировано правительство Колчака, который провел массовую мобилизацию на Урале и в Сибири. Из села Царицыно были мобилизованы 42 человека. Их отправили в Кокчетав для формирования армии. Во время ночлега в Кокчетаве они решили, что воевать против Советской власти не пойдут. Многие вернулись домой и стали участниками партизанского отряда, который формировался в селе Мариновка Атбасарского уезда. 19 апреля 1919 года из Царицыно в Мариновку отправились еще 45 человек под командованием Нефёдова и Назарова. К ним присоединились 50 мужчин из соседнего села.
-Сегодня в центре нашего села возвышается обелиск, посвященный памяти героев, павших в гражданскую и Великую Отечественную войну. У нас работают школа, детский сад, клуб, акимат, библиотека, гостиница. Есть собственная пекарня, где выпекают очень вкусный хлеб, есть тойхана, где можно отпраздновать торжество. И мы уверены, что наше село будет жить еще очень долго.
Задание: Составление пословиц о любви к Родине.
Каждой группе дается задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.
1) Если дружба велика, будет Родина сильна.
2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.
3) Нет земли краше, чем страна наша.
4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.
5) Кто за Родину горой, тот и герой.
6) Всякому мила своя сторона.
Вопрос-ответ: учащимся предлагается ответить на вопросы
Перечислите названия улиц нашего села…
Знаменитые люди села,старожилы…
Какие памятники есть вблизи села Партизанка и Ортақшыл?
Дата основания нашей новой школы?
Учитель: Молодцы,ребята! Вы должны знать историю своей малой Родины!
Творческое задание: «Чем вы гордитесь?» (индивидуальная работа)
Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём селе?
Что бы Вы хотели, чтобы появилось в нашем селе?
(защита мини-проектов)
Рефлексия: (обмен мнениями)
Скажите, о чем мы сегодня говорили?
Что нужно делать каждому, чтобы Родина процветала?
Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.