Анализ работы школьной библиотеки за первое полугодие 2024-2025 уч.г.
Школьной библиотеке принадлежит особое место в деятельности и успешном функционировании каждого общеобразовательного учреждения. Будучи структурным подразделением, призванным накапливать, сохранять и распространять информационные ресурсы, школьная библиотека является для учащихся главным источником информации, удовлетворяющей их разнообразные интересы, а также развивает навыки информационно-поисковой деятельности. Кроме того, обеспечивая учащимся доступ к книге как основе формирования и развития их общей культуры, инструменту удовлетворения познавательной активности, средству социализации, источнику эстетического наслаждения, школьная библиотека способствует распространению грамотности и общему развитию личности ребёнка.
Школьная библиотека является непосредственным участником педагогического процесса. Она – идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение. Роль школьной библиотеки в учебном заведении сложно переоценить, ведь современная школьная библиотека – это одновременно:
— учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс;
— специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив;
— публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности, способствует продуктивному досугу;
— библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу;
На сегодняшний день ключевая задача школьной библиотеки – это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения доступности, повышения эффективности и качества образования.
Для реализации своих основных задач и функций работа школьной библиотеки была построена в соответствии со следующими рекомендациями:
1. Продолжать работу по развитию информационной компетентности и успешной адаптации читателя-пользователя библиотеки с высоким уровнем библиографической и читательской грамотности, становлению гражданского и патриотического самосознания школьников, любви к родному краю, приобщению к социальным ценностям.
2. Усилить работу по сохранности учебного фонда библиотеки с учащимися, родителями и классными руководителями.
3. Планировать библиотечные мероприятия. При планировании работы на новый учебный год обратить внимание на памятные даты, события, юбилеи писателей и книги-юбиляры.
4. Уделить особое внимание работе школьной библиотеки по вопросам финансовой грамотности.
5. Принимать участие в вебинарах, совещаниях, конференциях и семинарах, изучать опыт работы других библиотек на официальных веб-сайтах с целью применения наиболее интересных и новых форм работы в библиотеке.
6. При планировании библиотечной деятельности особое внимание уделить таким формам работы как финансовая грамотность, в этом направлении — виртуальные выставки, викторины, конкурсы, игры, квесты и акции (в т.ч. онлайн), выпуск информационных буклетов, брошюр, памяток, создание интерактивных плакатов.
7. Размещать информацию о проведённых в библиотеке мероприятиях на библиотечных страничках на сайте школы и социальных сетях.
Направления деятельности библиотеки в период первого полугодия учебном году:
Работа с читателями:
Согласно поставленным задачам и плану работы библиотеки в течение учебного года библиотекой проводилась воспитательная работа:
· Работал совет библиотеки, который состоял из уч-ся 5-9кл. Ребята принимали участие в подготовке и проведении рейдов по проверке учебников, выявляли своевременно должников библиотеки, и в проведении библиотечных мероприятий.
В первом полугодии учебного года были проведены библиотечные уроки, викторины, конкурсы, выставки, экскурсии, акции и мастер-классы.
Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, занятие, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности. Подготовка к библиотечным мероприятиям заставляет детей читать книги, воспитывает культуру чтения, способствует развитию интереса детей к книге и чтению. Поэтому большого внимания требует, как массовая работа, так и индивидуальная работа с читателями:
· беседы при выборе книги,
· советы по чтению
Мероприятия
-Информационный час «Язык залог единства и дружбы.» 7-8 Б классы
https://www.instagram.com/share/BAe7x5SH6Q
-«Семья – единство помыслов и дел.» 4 Б класс
https://www.instagram.com/share/BAEWDAjBrV
- « История – государства Джучи к 800 летию.» 6 Б класс
https://www.instagram.com/share/BAOUC68WZE
- Литературный час « Есть имена, и есть такие даты.» 7-8 А класс
https://www.instagram.com/share/BAENZ0eIHG
-дублер-шоу выбор профессии «Я- библиотекарь.» 3 Б класс
https://www.instagram.com/share/BADPn8_Bkk
- Викторина «Моя родина - Казахстан.» 6 Б класс
https://www.instagram.com/share/BAHHCJ-NNQ
- Конкурс «Мой литературный герой.» 2-4 Б класс
https://www.instagram.com/share/_8Gl3x52l
- Литературный глобус «Фейерверк детских книг.» 5-6 Б класс https://www.instagram.com/share/BAJ6kz8W6l
-Интегрированное занятие «Менің елім - Қазақстан.» пред\школа https://www.instagram.com/share/_8FSHpzmo
- Познавательный час «Казахстанская валюта- тенге.» 4А-4 Б класс
https://www.instagram.com/share/BAGQSUDsH7
- Конкур «Парад литературных героев. » https://www.instagram.com/share/BAIny-g-RO
- Урок истории «Ұлт қайраткері Нұртас Ондасынов. » 8-11 классы https://www.instagram.com/share/BAW86fPLEP
-Информационный час «Абай әлемі.» 4 Б классы https://www.instagram.com/share/BBQcCrJmoJ
-Интеллектуальная игра «Знатоки истории.» 7 Б классы https://www.instagram.com/share/BAJAaTWNwv
-«Независимый мой Казахстан.» 3Б классы https://www.instagram.com/share/__OxsE-Vh
Книжная выставка-ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН https://www.instagram.com/share/_kmDwjiD4
-ДЕНЬ Независимости КАЗАХСТАНА. https://www.instagram.com/share/BAGNHLaH4e
Анализируя работу школьной библиотеки за первое полугодие, можно сделать следующие выводы:
— работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы;
— школьная библиотека в течение полугода оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, производился подбор литературы, стихов, оформлялись книжные выставки к школьным праздникам и мероприятиям;
— библиотека пропагандировала чтение, применяя различные формы работы: литературные праздники, выставки, викторины, беседы, конкурсы, акции и т.д.,
— недостаточно использовались цифровые электронные ресурсы: электронные ресурсы ведущих библиотек.
Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в учебном году:
1. Изучение инновационного опыта школьных библиотек по продвижению электронных ресурсов.
2. Существует необходимость пополнение фонда методической литературы для учителей, периодических изданий для учащихся начальных классов и художественной литературы по школьной программе.