Мероприятие проводится в рамках декады русского языка и литературы в форме игры-соревнования между 2 командами. Содержание мероприятия соответствует возрасту участников (5-6 класс). Каждая команда имеет капитана и название. У капитана команды сигнальный флажок, который он поднимает в случае готового ответа. «Лингвистический поединок» состоит из приветствия команд и 8 конкурсов. «Найди антоним», «Я поэт, зовусь Незнайка», «Мы корректоры», «Немое кино», конкурсы для капитанов команд и болельщиков. Мероприятие способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций учащихся, формирует умение работы в группе.
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Лингвистический поединок».
Цель: развитие познавательного интереса к русскому языку.
Задачи: развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, коммуникативной компетенции обучающихся, расширение кругозора, применение полученных знаний и умений в практической деятельности, воспитание самостоятельности, сотрудничества, повышение общей языковой культуры.
Материалы, оборудование: карточки с заданиями, листы бумаги.
Форма проведения: игра-соревнование между 2 командами .
Место проведения: классный кабинет (если мероприятие среди обучающихся одного класса), актовый зал (если команды сформированы из представителей разных классов).
План проведения:
Практическая реализация:
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы проводим лингвистический поединок среди учащихся пятого класса. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, как велик и богат наш русский язык. Сегодня в нашем зале собрались настоящие знатоки русского языка, команды 1 и 2, болельщики и многоуважаемое жюри, которое будет оценивать работу учащихся и определит победителей в нашем лингвистическом поединке. Побеждает та команда, которая выполняет все задания и наиболее правильно, четко, эмоционально представляет результаты своей работы. (См. приложение 1)
Команды поочередно отвечают на вопросы:
(русский)
(эхо)
(себя)
(грязеводолечебница, самолетостроение, теплоэлектроцентраль)
3.Конкурс «Найди антоним».
Каждой команде дается карточка с заданием: к каждому фразеологизму левой колонки найти противоположный по смыслу фразеологизм из правой колонки (за1 минуту).
1.На руках носить. С открытой душой.
2.От доски до доски. Своим горбом жить.
3.Камень за пазухой держать. Ворон считать.
4. На чужой шее сидеть. Держать в ежовых рукавицах.
5.Лясы точить. Воды в рот набрать.
6. Держать ухо востро. Не покладая рук.
7. Сидеть сложа руки. В руки взять.
8. От рук отбиться. С пятого на десятое.
9.Во всю Ивановскую. Держать язык за зубами.
4.Конкурс «Я поэт, зовусь Незнайкой».
Каждой команде даются рифмы. Обучающиеся сочиняют четверостишия с этими рифмами (5 минут).
……………………….лето
……………………….школьный
……………………….приветы
……………………….довольный
…………………………блошки
…………………………чудесный
…………………………сапожки
…………………………лестно
…………………………сковородка
…………………………приплыл
…………………………лодка
…………………………забыл
…………………………король
………………………….сказать
………………………….мозоль
………………………….прощать
5.Конкурс «Мы корректоры».
Исправьте ошибки, допущенные в этих выражениях(1 минута):
6.Конкурс «Немое кино».
Команды экранизируют без слов в жанре «немого кино» одну из басен: «Ворона и лисица», «Волк и ягненок». Жюри, болельщики по окончании представления отгадывают название представленной басни. (Время на подготовку 5-10 минут)
7.Конкурс капитанов. Капитанам каждой команды необходимо без ошибок написать мини-диктант. У кого меньше ошибок, той команде присуждаются дополнительные баллы.
Полгорода шло по дощатой, брусчатой мостовой на открытие пьедестала далеко не безызвестного артиллериста. Слышался аккомпанемент виолончели.
Вблизи можжевельника, где жужжали пчелы и дрожал конопляник, сидел бедный музыкант и потихоньку подыгрывал на аккордеоне, но искусство было не впрок музыканту: мало кто исподтишка подавал ему монеты. А вечером веснушчатая жена музыканта потчевала его лишь винегретом и подобными яствами, ибо на деликатесы денег не хватало.
8. Ведущий:Пока жюри подсчитывает баллы, предлагаю болельщикам игру «Что это?» Добавляем очки своей команде.
1. Какое наречиепишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь)
2. Составьте из двух предлогов домашнее животное.(К-от)
3. Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодня)
4. Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? (Роман)
5. В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной)
6. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке)
7. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают. (Уши)
8. Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
9. Как написать слово глаз тремя буквами? (Око)
10. Какой город парит в воздухе? (Орел)
11. Какой хищный зверь течет быстрой рекой? (Тигр)
12. Что общего в словах: паровоз, самосвал, самолет? (Два корня)
9. Ведущий: Обратимся к нашему уважаемому жюри, чтобы оно подвело итоги лингвистического поединка. Вам слово!
(Подведение итогов игры. Подсчет очков, которые принесли командам болельщики. Награждение команд.)
Поздравляем команду-победительницу!
Анализ итогов мероприятия.