Наши современные девочки и мальчики, те для кого игра – жизненная необходимость для развития, перестают играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире. В самом деле, чтобы вы сказали, если бы птицы перестали петь, а бабочки – летать? Изменилось и само качество, суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения – другому, и это привело к кризису игровой культуры. По мнению В. М. Григорьева – собирателя, организатора и «реставратора» народной игры, - играть стали не меньше, а хуже. «Качество игры стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, забав, проказ, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, бессмысленное разрушительство и т. п. Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр – генетического фонда игровой культуры каждого народа» - пишет он.
Проведенное недавно психологическое исследование в детских садах показало, что на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% ребятишек 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, куклы, трансформеры), которыми они просто манипулировали. Большинство детей называли подвижные игры типа салок, пряток, но правила игры сформулировать смогли лишь некоторые. Из игры уходит её правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.
К сожалению, совсем исчезли групповые игры – воздух детской старших поколений. А ведь они вместе со считалочками, песенками и другими формами детского фольклора сохранялись в детской субкультуре на протяжении многих веков, передавались из уст в уста.
Зачем нужна игра ребенку?
Во-первых, игра – это школа произвольного поведения. Заставь ребенка стоять смирно, он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните игру: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!» Ведь замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ноге.
Во-вторых, игра – школа морали в действии. Можно сколь угодно объяснять ребенку, «что такое хорошо, а что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры, при умелой организации взрослых, учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности и т. д. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт и желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы. Но здесь, конечно, важно руководство взрослых.
В-третьих, игра – ведущая деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Кстати игра является неплохим средством диагностики психического состояния, его личностного развития. Это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.
Поэтому дорогие родители понаблюдайте, задумайтесь, во что играют ваши дети. Используйте игру почаще, причем не только с дошколятами, но также и с детьми младшего школьного возраста и даже с младшим подростком.
Это поможет лучше узнать своего ребенка, сблизить вас с ним. Придумывайте совместные игры, это развивает воображение ребенка.
А главное, способность к состраданию и активному сорадованию воспитывается в игре. Взрослому человеку, чтобы искренне сорадоваться, необходима огромная работа по духовному самосовершенствованию, преодолению себялюбия, эгоизма, доступная немногим, в то время как ребенок способен сорадоваться естественно. В этом ему помогает игра.