"Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Партизанка ауылының жалпы орта білім  беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение " Общеобразовательная школа села Партизанка отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области" 

Әлеуметтік желілер

   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ: НАДО ЛИ С ЭТИМ БОРОТЬСЯ»

03.05.2019

Тема: «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ: НАДО ЛИ  С ЭТИМ БОРОТЬСЯ»

Выступление зам.по ВР школы на общешкольном родительском собрании

 

                                                           Истинная сущность воспитательной работы

                                                           заключается не в разговорах с ребенком, не

                                                           в прямом воздействии на ребенка, а в

                                                           организации жизни семьи, личной и общест-

                                                           венной жизни родителей и ребенка.

                                                                                                                А.П.Макаренко

 

 

     Дети века. Какие они, наши дети? Можно сказать: умные, деловые, целеустремленные, трудолюбивые, знающие, много понимающие и много умеющие, ответственные. И это будет правдой.

     Можно сказать: упрямые, самолюбивые, легкоранимые, обидчивые, трудноуправляемые и безответственные. И в этом тоже есть правда.

     Потому что они очень разные, постоянно меняющиеся, каждодневно открывающиеся какими-то новыми гранями своих неустойчивых, только еще складывающихся характеров.

     Не все нас устраивает в этой стремительно растущей смене. Она как бы возвращает нам наши прошлые ошибки, неверные взгляды, постоянные суждения, непродуманные методики – человек есть продукт нашего воспитания, и дети становятся родителями быстрее, чем меняется некоторые наши представления о них. Но за эти ошибки ответственны не только воспитатели. Юность сама не менее ответственна за свое настоящее и будущее.                                                                                   

           Собрание можно начать стихотворением Дмит­рия С., осужденного на 5 лет.

Все избито, искалечено,

И душа моя стонет в груди,

Рана сердца никем не замечена,

А ведь жизнь вся еще впереди.

Надоело все, опостылело,

Я и сам такой жизни не рад.

Говорю себе — счастье было ли?

Оглянуться надо назад.

А что будет, что случится:

Радость встреч иль боль разлук,

В голове моей все кружится,

Дай ответ мне, мой милый друг.

Это стихотворение подчеркивает тему нашего  собрания и важность  вопроса  ответственности.

Под юридической ответственностью понимается реакция государства на вред, совершенный пра­вонарушителем. Содержание юридической ответ­ственности может быть разным: дисциплинарные взыскания, материальная ответственность, адми­нистративная ответственность и уголовное наказа­ние. Уголовная ответственность отличается от дру­гих видов юридической ответственности по харак­теру совершаемых деяний, за которые она предус­мотрена, и по применяемым санкциям за них. Это самый строгий вид юридической ответственности, который включает в себя в том числе и лишение свободы. Уголовная ответственность применяется только по приговору суда и от имени государства. Согласно основанием уголовной ответ­ственности является совершение преступления, со­держащего все признаки состава преступления, пре­дусмотренного Уголовным кодексом.

Помимо юридической ответственности человек также несет ответственность нравственную. Но если совершение правонарушения очевидно, то амораль­ный поступок в среде подростков не может быть однозначно определен. Носителями нравственнос­ти являются как общество в целом, так и отдель­ные микроколлективы. Основным носителем нрав­ственности остается семья. Однако подросток в воз­расте 11—12 лет активно впитывает и нравствен­ные принципы той микросреды, в которой он про­водит время вне семьи.

Под моралью понимается множество норм, в том числе запретов, принятых в обществе. Например, защищая слабого, человек совершает моральный (нравственный) поступок. Большинство людей та­кой поступок одобрит, потому что люди, в основ­ном, стремятся к добру. И наоборот, совершая по­ступок, не одобряемый в обществе (аморальный), человек чувствует всеобщее осуждение.

Если в семье у вас серьезно искажены представления о моральных и юридических требованиях к человеку, вам кажет­ся, что прав тот, кто сильнее или хитрее, а право­охранительные органы только мешают жить, вы ориентируетесь на тех, кто не живет честно, а лов­чит, обходит законы, старается жить за чужой счет, то в результате взрослые недооценивают то  влияние, которое мы оказываем на своих детей, создавая фон фор­мирования психологического оправдания амораль­ных поступков и формируя тем самым у своих де­тей психологическую предрасположенность к неправоправным поступкам.

К таким предпосылкам можно отнести мораль­ную распущенность и духовную нищету подрост­ков.

Подростки, которые сплошь и рядом нарушают моральные нормы, ближе других к совершению правонарушений. Те, кто попадает в спецшколы для несовершеннолетних, как правило, отличались в школе следующими аморальными по­ступками: плохо учились, а потом и бросали шко­лу; курили и выпивали; грубили и сверстникам, и взрослым; унижали маленьких и слабых даже без причин; старались выяснять отношения только с помощью силы; играли в карты, разрисовывали стены; портили школьное имущество, и т.п.

Для девочек кроме перечисленного характерно также стремление показать, что они уже «взрос­лые». Отсюда раннее использование зачастую очень вульгарной косметики, развязное поведение, ран­ние «любовные» связи, и т. д.

Важным фактором, на который необходимо об­ращать внимание в воспитании детей — это фор­мирование духовного богатства. Отсутствие духов­ности приводит к духовной нищете. Как же она формируется?

Первый источник — пренебрежительное отно­шение к учебе, знаниям. Подавляющее большин­ство правонарушителей еще до осуждения к лише­нию свободы, как правило, бросили школу.

Второй источник — стремление к примитивно­му времяпрепровождению. Современное общество, озабоченное процессом накопления капитала, взра­щивает поколение так называемых «тусовочных детей». Этот термин как нельзя лучше характери­зует сложившуюся ситуацию. Подростки «тусуют­ся», интересуясь только развлечениями.

Третий источник — преобладание материальных потребностей. Так 90% правонаруши­телей в качестве основной цели жизни назвали при­обретение различных материальных благ: «были бы деньги, а остальное мы купим».

Ну, и, конечно же, стоит отметить в качестве одного из основных факторов совершения подрост­ками правонарушений — чувство безнаказаннос­ти. Подросток может совершить проступок, еще не подозревая о его аморальности. Взрослые, прежде всего родители и учителя, должны адекватно реа­гировать на него, принимая соответствующие меры по недопущению подобного в дальнейшем.   

          Моральные нормы, в отличие от юридических, нигде не записаны. Однако они более действенны. Можно определенно сказать, что если бы люди на­учились соблюдать моральные нормы, законы бы не потребовались.

Некоторые могли бы назвать это идеалистичес­кой утопией, приводя массу аргументов в пользу большей действенности юридических норм по срав­нению с моральными. Эти люди, как правило, сто­ронники жестких мер. Но история показывает нам, что в прошлом отсутствовало даже понятие о пра­вовых нормах, законах и, тем не менее, общество развивалось и строило свои взаимоотношения на моральных нормах. Конечно, это основано прежде всего на крепких обычаях и традициях, а также на сплоченности человеческих общностей.

Мы уже говорили о том, что основной базой вы­работки у подростков нравственности является се­мья. А всегда ли мы сами являемся носителями норм нравственности?

Ответственность – это обязанность отвечать за свои действии и поступки, необходимость выполнять требования, предъявляемые обществом. Ответственность – важное моральное качество личности. Ответственным может быть тот, кто отдает полный отчет в своих действиях, кто может принять на себя вину за свои ошибки, кто понимает свой долг, свою обязанность в любых обстоятельствах, кто добросовестно трудится в полную меру своих сил и возможностей.

   Ответственность воспитывается с ранних лет жизни ребенка. Родители обращают внимание на то, как ребенок выполняет порученное дело (в срок и до конца ли), оказывают помощь, приучают отвечать за собственные поступки, приучают к мысли о том, что каждый поступок имеет последствия, приучают анализировать свое поведение.

     У школьника ответственность должна стать устойчивой чертой личности, характеризующей уровень его нравственной воспитанности. Ответственность связана с такими волевыми качествами личности, как дисциплинированность, настойчивость, организованность, сознательность в поведении, требовательность к себе и другим. В школе ответственность воспитывается прежде всего в процессе учебы, выполнения общественно полезных дел, разнообразных общественных поручений.

    В воспитании у детей ответственности родители особое внимание должны обратить на формирование интереса к учебе, порученному делу, разъяснение их значимости, важности приобретения знаний и выполнения поручений. Для этого необходимо включать ребят в деятельность по активному овладению знаниями и  по выполнению поручений с учетом их интересов. А также родители должны приучать ребят выполнять и неинтересную работу, быть готовыми к осуществлению любого дела в разных ситуациях, быть непримиримыми к нарушениям общественных требований, уметь преодолевать трудности.  Большое значение в воспитании ответственности имеет авторитет и личный пример родителей. Уклад самой жизни семьи, ее нравственная атмосфера, характер взаимоотношений между отцом и матерью, родителями и детьми, оказание детям помощи, приучение к самоконтролю, заинтересованность делами детей в школе и дома способствуют наиболее успешному воспитанию ответственности.

Старшеклассникам было предложено ответить на вопрос: «Перед кем вы несете и будете нести ответственность во взрослой жизни?»:

Перед собой - 24 ответа.

Перед Богом -  18 ответов.

Перед людьми - 12 ответов.

Перед миром - 10 ответов.

Перед государством - 10 ответов.

Перед родными людьми  - 8 ответов.

Перед окружающей природой -  6 ответов.

Перед потомками – 4 ответа.

Перед памятью предков  - 4 ответа.

И.Кон говорил: «И жесткая дисциплина, не терпящая индивидуальных вариаций, так же противопоказана формирования личности, как и аморфная вседозволенность и тепличная атмосфера, в которой она не может родиться. Личность формируется всем стилем жизни, побуждающим с раннего детства совершать поступки и принимать за них ответственность». Мы все помним слова Н.Г.Чернышевского о том, что без приобретения привычки к самостоятельному участию в общественных делах, без приобретения чувств гражданина, ребенок мужского пола, вырастая,  делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера. Мелочность взглядов и  интересов отражается на характере и на воле: «какова широта взглядов, такова широта и решений…» Процесс становления личности всегда подразумевает свободу и возможность контролировать свою жизнедеятельность.

      Психологи выделили ряд свойств, составляющих сущность самостоятельности и связанных с нею психических явлений: способность к самоутверждению, поддержанию стабильности «я», самоконтроль, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу.

Воспитывающему следует помнить, что у поступков любого человека есть три главных двигателя: боязнь наказания, жажда награды (поощрения) – данные мотивы носят полубиологический характер – и желание добра, - а это уже сложное социально-психологическое проявление, которое формируется с ранних лет. Отсюда основной метод борьбы с недостатками личности заключается не в их выкорчевывании, а в «выращивании» противоположных достоинств. Так, например, жадность – это «невыращенная» доброта, трусливость – «невыращенная» смелость, безответственность – «невыращенная» ответственность и т.д. В этой связи писатель Г.Медынский подчеркивал, что необходимо воспитывать в ребенке «сопротивление злу».

Пройдет совсем немного времени и ваши дети уйдут во взрослую жизнь. Какой будет их жизнь, во многом зависит от того, как они умеют вести себя в этой жизни, как общаются с людьми, как разговаривают, как умеют себя вести в различных жизненных ситуациях.

     Как их встретит взрослая жизнь – во многом зависит от них самих, во многом зависит от вас, взрослых людей.

     Сегодня ваша задача состоит в том, чтобы в оставшееся время делать все возможное, чтобы сформировать в своем ребенке чувство взрослости и ответственности, а оно проявляется в первую очередь в умении выражать свои мысли и чувства, проявлять культуру собственной речи.

    Сегодня нам хотелось обратить Ваше внимание, родители,  на необходимость настойчивого воспитания, особенно у  учащихся-старшеклассниках, ответственности за свои дела и поступки; формировать понимание того, что старшеклассники – это взрослые люди, имеющие право на свободу мнения и ответственность принятия решения.

 

Просмотров: 735


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст