О развитии детей старшего школьного возраста
Старший школьный возраст называют ранней юностью, соответствует возрасту учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней школы.
Раннюю юность – считают «третьим миром», существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Ведущая деятельность: учебно-профессиональная.
Учебная деятельность активно сочетаемая с разнообразным трудом имеет огромное значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций.
Развивается познавательная сфера, происходит познание профессий.
Деятельность
Больший интерес у старших школьников вызывают не сверстники, а взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах связанных с будущей жизнью.
Менее значимыми становятся межличностные отношения, отношения в семье.
Будущая жизнь интересует старших школьников в первую очередь с точки зрения профессиональной.
Поиски смысла жизни, своего места в мире могут быть напряженными, но не у всех. Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.
Считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста.
Основные психические новообразования данного возраста:
Мировоззрение (собственный взгляд на мир). Формируется ценностная система взглядов на окружающий мир, жизненная позиция и ценностные ориентации школьника. В старшем школьном возрасте совершается мировоззренческий выбор; с мировоззренческими установками непосредственно связанно моральное и профессиональное самоопределение. Мировоззрение складывается у старших школьников как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ наук в школе, формирования теоретического мышления. Это система убеждений личности, сформированная в определенных условиях ее жизнедеятельности. Только в отношении старшего школьного возраста можно говорить о формировании мировоззрения так, как для этого необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости.
Мировоззрение определяет стратегические жизненные цели индивида и повседневные принципы его поведения.
Профессиональные интересы. В этом возрасте начинаются серьезные поиски трудового призвания, возникает стремление наметить свою будущую профессию. Становится сознательным отношение к учебе. Она приобретает непосредственный жизненный смысл. Отношение к учебным предметам у старших школьников – избирательное. Складываются интересы, связанные с профессиональной направленностью старшеклассников. Именно в этом возрасте юноши и девушки определяют свой специфический устойчивый интерес к той, или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в старшем школьном возрасте приводит к формированию познавательно - профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого профессионального интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области.
Основная задача возраста: профессиональное самоопределение.
Основной направленностью личности становится ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. То есть ребенок должен уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.
К окончанию школы ребенок должен уметь:
Вместо заключения…
Старшеклассник прощается с детством, со старой привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он устремлен в будущее, которое одновременно притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше? чем в подростковом возрасте. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральное новообразование периода – самоопределение. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. С выработкой мировоззренческих установок, личностным и профессиональным самоопределением связанно и окончательное становление жизненного мира.