Обучение и развитие ребенка с ЗПР
в обычном классе общеобразовательной школы
по адаптированной программе
Авторский коллектив:
КГУ « Партизанская СШ»
Шакубаева И.В.
Гофман С.В.
Дробышева Е.В
Савина А.В.
Васюта О.В
Антошкина Н.В.
Савин Д.В.
Савин С.В
1.Инклюзивное образование
2. Принципы инклюзивного образования
3. Особенности ЗПР
4. Нормативно-правовые основы адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР
5 Задачи АОП
6.Принципы реализации АОП
7 . Приоритетные направления АОП
8. Варианты АОП
9. индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
10 Приложения
Список литературы
Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
- это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям школьной системы. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы.
Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.
Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием.
Самым главным направлением в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка.
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя игры со строгими правилами детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации целенаправленной деятельности.
Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития
Таким образом, важной особенностью деятельности современного педагога в условиях инклюзивного образования является многовекторность и разновариантность профессиональных действий. Каждый учитель, организуя образовательный маршрут обучающегося, решает множество полифункциональных педагогических задач. Главной из них является включение каждого ребенка в различные виды деятельности в сочетании с созданием ситуации успеха. Безусловно, это требует от учителя знания особенностей каждого ребенка, умения находить сильные стороны и возможности для реализации его образовательных потребностей.
Каждый педагогический коллектив должен стремиться к тому, чтобы ежедневная практика осуществления принципов инклюзивного образования стала обычной схемой поведения, постепенно формируя культуру взаимодействия.
Рекомендуется использовать все возможные пути повышения квалификации и профессионального мастерства, включая курсы, семинары, обмен опытом, а также самообразование. Методические пособия, разработанные НАО им.И.Алтынсарина (nao.kz), предназначены для расширения знаний и компетенций руководителей, учителей общеобразовательных школ, методистов, специалистов отделов и управлений образования. Ниже приводятся рекомендации для учителей в построении стратегии обучения детей с учетом их психофизических особенностей и особых образовательных потребностей
Адаптированная образовательная программа обучения основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, основные планируемые конечные результаты. Содержание образования направлено на формирование у обучающихся данной группы жизненно важных компетенций, осуществляя подготовку детей с ООП с задержкой психического развития к жизни в семье и социуме. Программа разработана на основе нормативно-правовой базы: Ø Конвенция ООН о правах ребенка статья 23.28 Закон « О правах ребенка в РК» от 08.08 2002 № 345-2 статья 6, 31. Закон РК « О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ОВЗ» от 11 07 2002 № 343 II. С дополнениями по состоянию на 03.12.2015 Типовыми правилами деятельности специальных общеобразовательных организаций приложение 3(2015г) к приказу МОН РК от 17.05 2013 года № 499. Об утверждении Типовых правил деятельности по видам общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования) Приказ МОНРК от 17мая 2013 года №375.
Закон «О специальных социальных услугах» от 29декабря 2008 года №114-IV.
Об утверждении Правил методики аттестации обучающихся (№166 от 2 марта 2004 г).
Задачи программы совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся; оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ с задержкой психического развития развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого в школе образовательного и воспитательного процессов, а так же участвовать в культурной, спортивной, деятельности школы; усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников; организация работы по обеспечению социально-психологопедагогического сопровождения обучающихся.
Принципы реализации программы
1) принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные законом РК «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;
2) принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;
3) принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;
4) принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;
5) принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
6) принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;
7) принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов ребёнка;
8) принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе. Задачи работы школы и основные направления развития образовательного учреждения: - создание условий для индивидуализации образовательного процесса; - обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; - обеспечение доступности получения качественного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного и среднего общего образования всеми обучающимися детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; - обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; - выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; - организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; - создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечения их безопасности.
Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с ОВЗ с задержкой психического развития Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ с задержкой психического развития определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно* индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей (законных представителей); * реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни; * необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования.
Данная адаптированная образовательная программа – предусматривает два варианта
Вариант 1. предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Вариант 2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант характеризуется
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в текущем учебном году.
При организации процесса обучения следует помнить, что дети с задержкой психического развития многие практические и интеллектуальные задачи решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие.
Следуя рекомендациям, данным в этой программе совместно с педагогом – психологом школы разработан «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося» (Приложение 1). План реализации маршрута (Приложение 2).
Коротко об основных направлениях работы педагога по этому маршруту.
Педагогическая диагностика детей с ЗПР
Для обеспечения эффективности педагогической деятельности необходима максимально полная информация об особенностях и возможностях каждого ребенка. Одной из важных составляющих при получении такой информации является педагогическая диагностика. Она представляет собой способы изучения характера усвоения программных знаний и навыков, особенностей сформированности важнейших для развития ребенка видов деятельностей, индивидуально – личностных особенностей.
Понятие Стандарт образования предлагает качественно новый подход к педагогическому процессу. Он предполагает устранение расколотости, разобщенности и оторванности различных научных дисциплин друг от друга. Метапредметы выступают в качестве новой специфической формы обучения. Она формируется поверх традиционных общих дисциплин. В основе метапредметного подхода лежит мыследеятельностный вид интеграции материала. Он также предполагает рефлексивную форму отношений к базовым элементам мышления. Любой метапредметный урок способствует развитию навыков самостоятельного освоения знаний. Здесь формируются условия для начала рефлексии ребенка. Он должен реагировать на собственные действия, осознавать, что он делал, как и что получил в итоге
Принцип метапредметности состоит в акцентировании внимания обучающихся на способах обработки и представления данных при изучении большого объема разнородного материала. Метапредметные результаты – это, по сути, ориентировочные действия. Они формируют психологическую основу и выступают как важнейшее условие успешности при решении школьниками поставленных перед ними задач. По своей природе они выступают как личностные результаты каждого ребенка. Из этого следует, что уровень их развития может подвергаться качественному измерению и анализу. Как видно, метапредметные результаты тесно связаны со всеми направлениями воспитательной и педагогической работы. В настоящее время они имеют ключевое значение для формирования необходимых навыков у школьников любого возраста. Метапредметы выражают идею рефлективности относительно дисциплин. Как правило, ребенок, изучая материал по химии, физике, истории, биологии и пр., запоминает ключевые определения и понятия. На метапредметных уроках он делает другое. Школьник не запоминает, а прослеживает происхождение этих основных терминов и определений. Фактически он снова открывает эту сферу знаний для себя. Перед школьником разворачивается весь процесс появления тех или иных событий, объектов. На практике он заново открывает то, что стало известно в далекое время, восстанавливает и определяет форму существования этого знания. Однако это только начальный уровень. Проделав работу с различным предметным материалов, школьник формирует осознанное отношение не к какому-то конкретному понятию, а к способу своей познавательной деятельности. Совершенствуя свои навыки, ребенок быстрее начинает ориентироваться в материале. Проявляя самостоятельность и инициативу, он ищет новые источники информации, собирает и обобщает найденные сведения, сравнивает их с полученными данными на уроках.
Для диагностики сформированности учебных знаний могут быть использованы методы наблюдения за поведением ученика на уроке, анализа контрольных и самостоятельных письменных работ, устных ответов, беседы по изученному материалу. Для того, чтобы в дальнейшем диагностические данные можно было использовать при отборе дифференцированных приемов педагогического воздействия, необходимо тщательно продумать критерии оценки материалов диагностики.
Результаты изучения особенностей усвоения учебных знаний и навыков можно вносить в «Дневник педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью учащегося».
В результате педагогической диагностики возможно выявить, какие именно темы и разделы учебной программы и в какой степени усвоены каждым ребенком, проанализировать, что является основной причиной затруднений при усвоении, разработать на основе этих сведений индивидуальную коррекционную программу для ребенка, включающую в себя цели и задачи, этапы, оптимальные приемы организации коррекционно – развивающей работы как на уроке, так и во вне урочное время.
Так, высокий уровень овладения программными сведениями предполагает предоставление ребенку максимальной самостоятельности, индивидуальное усложнение заданий, побуждающее к оказанию объясняющей помощи другим детям.
Овладение программой в степени выше среднего ведет за собой анализ причин, не позволяющих справиться с учебными требованиями на более высоком уровне. В случае, если затруднения ребенка обусловлены сенсомоторными (1 группа причин) или познавательными (2 группа причин) нарушениями, психолого – педагогическая его поддержка должна быть направлена на создание специальной коррекционной среды, подбор таких дидактических игр и упражнений, которые на коррекционных занятиях и в свободное время позволяли бы ребенку преодолевать эти нарушения.
Образовательная деятельность.
Особые образовательные потребности
Организация деятельности на уроке.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:
Вариативные приемы обучения.
На уроках и во внеурочной деятельности мы активно используем методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения:
- умение действовать по плану;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение оценивать правильность выполненного действия;
- учение вносить коррективы в результат.
Обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.
Обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя.
Обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, овладение техникой речи. Кружок «Занимательная грамматика и развитие речи».
В системе обучения использую различные виды помощи:
Чувствительность ребенка к помощи, способность усваивать ее, переносить усвоенный с помощью способ деятельности на решение аналогичных учебных задач – надежный способ определения уровня развития ребенка, его обучаемости.
Учебная помощь. Осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.
Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.
Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В этом случае педагог косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.
Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.
Развитие мелкой моторики кисти рук, навыков каллиграфии.
Использование игр и упражнения, направленных на развитие мелкой моторики и графических навыков.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития, развитие артикуляционной моторики.
Учеными разных стран с незапамятных времен доказано, что руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом: известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки - видимой частью полушарий головного мозга. Кисть руки человека считается источником информации о внешнем мире. Именно через развитие моторики ребенка происходит компенсация невостребованных качеств организма и социальная адаптация детей с ЗПР и нарушением интеллекта.
Использую на уроках для всех детей (оказываю индивидуальную помощь ребенку с ЗПР) пластилинографию, оригами, работу с конструктором, работу с мятой бумагой, ватопись.
Очень нравятся детям занятия логоритмикой и кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Истоки этой науки можно проследить в Древней Греции, в индийской йоге, в фольклорных пальчиковых играх в Древней Руси. Все эти системы основаны на основах кинезиологии: специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга, с изнашивания которого начинаются отклонения во всех видах здоровья. Результаты научных исследований показали, что трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого полушария препятствует развитию логико - аналитических способностей левого.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы.
Далее приведены кинезиологические программы, направленные на:
Продолжительность занятий зависит от возраста (от 5-10 до 20-35 минут в день). Заниматься необходимо ежедневно, длительность занятий по одному комплексу упражнений 45-60 дней. Занятия ведутся по схеме:
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
«Уши». Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
«Лезгинка». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).
«Лягушка». Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
«Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
Также немаловажную роль в развитии личности играют коммуникативные универсальные учебные действия. К ним относится умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Вовлекать детей в творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых она учится изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
В процессе такой работы дети научатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений с одноклассниками. Внеурочная деятельность соответствующей направленности «Психология общения».
Ориентируюсь на организацию успеха ребёнка в учебной деятельности, путем опоры на его положительные, сильные качества.
Задействовать детей в мероприятиях, например, инсценировках, танцах, художественном творчестве, рисовании и.тд..
Создавать благоприятный психологический микроклимат в классе.
Проводить тематические беседы, классные часы.
Необходимо вести работу по развитию познавательных (познавательные УУД) и творческих способностей у ребенка, а также по формированию адекватной самооценки и учебной мотивации, используя упражнения развивающего характера, а также развивающие игры и задания. Кружки «Шахматная азбука», «Занимательная математика», «РОСТ» (Развитие. Общение. Самооценка. Творчество)
Формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья. Дни здоровья. Занятия на свежем воздухе.
Особую роль в процессе обучения детей с ООП играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.
Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Ф.И. ребенка___________
Дата рождения Возраст поступления в школу
Класс
Состояние здоровья на момент поступления в КГУ Партизанская СШ:
Общие сведения о семье:
мать:
отец:
Готовность к обучению в школе:
Рекомендации ПМПК: Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся ЗПР на 2018-2019 учебный год. Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения: коррекция всех сторон речи, развитие когнитивных способностей, коммуникативной сферы.
Динамическое наблюдение психиатра .
Основные трудности обучения в школе (на начало учебного года):
Организация освоения образовательной программы
на 2018-2019 учебный год:
Образовательные потребности обучающегося: упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов, ограничение физической нагрузки в ходе образовательной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: в образовательном классе.
Педагог
Специалисты сопровождения:
Педагог-психолог
Социальный педагог
Учитель физической культуры
Воспитатель предшкольного класса
Приложение 2.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
|
Основные направления работы |
Цели и задачи |
Содержание работы (методы и технологии) |
Сроки |
Ответственные |
|||
|
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА |
Оценка состояния физического и психического здоровья |
Анализ медицинской статистики в течение всего периода обучения, наблюдение физического развития и физиологического здоровья ребенка |
В течение года |
Мед. работник
Педагог
Педагог-психолог |
|||
|
Психолого-педагогическая диагностика психического развития и психологического здоровья ребенка |
Психолого-педагогическое обследование
|
В течение учебного года |
Педагог-психолог |
||||
|
Исследование адаптивных возможностей ребенка при поступлении в школу, определение социального статуса ребенка в классном коллективе, оценка факторов риска |
Наблюдение
Психолого-педагогическое исследование адаптации к обучению в 1 классе |
октябрь,
февраль |
Педагог
Педагог-психолог |
||||
|
Наблюдение динамики развития, общения и поведения ребенка в ходе учебной и внеурочной деятельности |
Ведение «Дневника педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью» обучающегося |
1 раз в четверть |
Педагог
Педагог-психолог |
||||
|
Оценка динамики успешности обучающегося в освоении образовательной программы |
Экспертная оценка педагога по результатам обучения ребенка |
1 раз в четверть |
Педагог
|
||||
|
Оценка достижения ребенком личностных, метапредметных и предметных результатов в учебной деятельности в период обучения в 1классе |
Ведение «Листа наблюдений достижения обучающегося метапредметных результатов» |
В течение учебного года |
Педагог
Педагог-психолог |
||||
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы начального общего образования на доступном уровне
|
Оказание коррекционно-педагогической помощи при организации совместной со здоровыми сверстниками учебной деятельности на уроке |
В течение учебного года |
Педагог
|
|||
|
Консультирование родителей по оказанию помощи учащемуся в освоении программного материала. |
В течение учебного года |
Педагог
Родители |
|||||
|
Формирование умений и навыков, необходимых в деятельности любого вида |
Обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы |
сентябрь-ноябрь |
Педагог |
||||
|
Обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя |
ноябрь-февраль |
Педагог |
|||||
|
Обучение самоконтролю и самооценке в деятельности |
февраль-май |
Педагог |
|||||
|
Развитие мелкой моторики кисти рук, навыков каллиграфии |
Использование игр и упражнения. направленных на развитие мелкой моторики и графических навыков |
В течение учебного года |
Педагог |
||||
|
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, овладение техникой речи |
Индивидуальные дополнительные занятия.
|
В течение учебного года |
Педагог |
||||
|
РАЗВИВАЮЩАЯ И ПРОФИЛАКТИ-ЧЕСКАЯ РАБОТА |
Формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, |
Дни здоровья
Занятия на свежем воздухе. |
В течение учебного года |
Педагоги
Педагоги доп. образования
|
|||
|
Физкультурно-оздоровительные мероприятия |
В течение учебного года |
Родители |
|||||
|
Тематические беседы «Правила поведения в школе», «Как организовать рабочее место», « «Правила поведения в общественных местах», «Умей дружить» |
1 раз в четверть |
Педагог
Родители |
|||||
Вовлекать в общественно-значимые мероприятия с детьми и взрослыми по плану воспитательной работы класса |
В течение учебного года |
Педагоги
Родители |
||||||
Внеурочная деятельность соответствующей направленности: «Занимательная математика», «Занимательная грамматика», «Шахматы», «Здоровейка». |
1-2 четверть |
Педагоги
Педагоги доп. образования
|
||||||
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА |
Компенсация недостатков развития, обучения, воспитания, повышение адаптивных возможностей, формирование социальной компетентности |
Создание эмоционально-комфортной атмосферы в классном коллективе, адекватных условий для адаптации обучающегося в школе. |
В течение учебного года |
Педагог
Педагог-психолог |
||||
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, проводимые специалистами школы (коррекция индивидуальных пробелов в знаниях) |
В течение учебного года |
Педагог
Педагог-психолог |
||||||
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, проводимые смежными специалистами (учитель-дефектолог, логопед) |
В течение учебного года |
Родители |
||||||
Динамическое наблюдение психиатра |
В течение учебного года |
Родители |
||||||
Внеурочная деятельность соответствующей направленности «Психология общения» |
В течение учебного года |
Педагоги
Педагог-психолог |
||||||
Динамика произошедших изменений (на конец учебного года):
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«____» __________20___г.
Список литературы