Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Использовать полученные знания в новой ситуации, а также позволяет нам учителям совершенствовать формы преподавания учебного материала. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Ресурсы детской игры поистине огромны. Помимо развивающей и воспитательной функций игра обладает ещё и диагностическим, адаптационным, коррекционным и лечебно-профилактическим потенциалом.
Игра является атрибутом детства. Она доставляет детям большую радость и как никакая другая доступная ребёнку деятельность позволяет ему раскрыться всеми гранями своей личности, а взрослым – увидеть ребёнка таким, каков он есть на самом деле.
Является развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Интерес, возникший к изучению и использованию игровых технологий в образовании младших школьников не случаен. Для данного возраста характерна непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы, быстрое вовлечение в деятельность, особенно игровую.
Игровые технологии помогают участникам проживать те или иные элементы учебного процесса в условно – игровом плане. Действия по игровым правилам переводят привычные позиции учителя в помощника, организатора, соучастника игровой деятельности.
Игра становится одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной работе, успешности обучения в целом.
Дети стали играть меньше! Да и сюжеты игр порой настораживают. Сейчас дети перестали восхищаться полярниками и космонавтами, они вслед за нами взрослыми «открывают» банки, торговые точки, «заключают» договора и сделки.
Потребность в игре сохраняется и в школьном возрасте, а бывает, что и далее, нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализоваться. Не раз возникала попытка научной классификации игры, в педагогике нет чёткого и окончательного определения понятия «игра». Поэтому «игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.
Игровые технологии широко используются в дошкольном образовании. Создано немалое количество авторских игровых технологий для развития детей от 2 до 7 лет.
В системе начального образования применение игровых технологий находится ещё пока на стадии разработки. Игровая деятельность как метод обучения используется в практике учителей уже давно, а в качестве самостоятельной технологии, для освоения отдельного предмета, раздела, темы совсем недавно. Чаще всего учителя используют дидактические игры, как отдельный элемент, фрагмент, этап урока, например со сказочным игровым сюжетом.
Год назад я стала работать над созданием банка образовательных игр дидактической направленности. В этот банк вошли следующие игровые блоки:
Широкое использование игр в педагогической практике поставило для меня сегодня задачу овладения основами игровых технологий в образовании младших школьников. Существует огромное количество игр, которые можно подобрать к той или иной теме. Считаю, что составление игровых технологий из отдельных игр и элементов, – забота каждого учителя начальной школы.
В современной педагогической литературе уже есть методические разработки по созданию игровых технологий и руководства по исполнению учебных игр, выделены структурные компоненты игровых технологий.
Требования к играм в образовании.
- Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.
- Включённость каждого – команды в целом и каждого игрока лично.
- Возможность действия каждого участника.
- Результат игры должен быть размечен в зависимости от усилий играющих, должен существовать риск неудачи.
- Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы выполнить их можно было с определёнными сложностями, трудом.
- Задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо:
во-первых, учитывать уровень участников игры;
во-вторых, задания подбирать с «вилкой» от лёгких (для отработки учебного навыка), до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний, умений).
- Вариативность – в игре не должно быть единственно-возможного пути достижения образовательной цели – должны быть заложены разные средства для достижения одних и тех же игровых целей.
Игровая форма уроков создаётся при помощи игровых приёмов, ситуаций, которые выступают как средство активизации, побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит в следующих направлениях:
- Дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи.
- Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
- Учебный материал используется как средство игровой деятельности.
- Вводятся в учебную деятельность элементы соревнования.
- Успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.
Элементы детской ролевой игры.
- роли;
- игровые действия;
- игровое употребление предметов;
- реальные отношения между детьми;
- сюжет игры;
- содержание игры.
Сюжет игры – та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (воображаемый мир или фрагмент мира).
Содержание игры – отношение или действие, которое ребёнок воспроизводит в игре и, возможно, усваивает в результате игры.
Руководство по исполнению учебных игр
Для каждого вида игр существует своя технология. Но можно выделить ряд типичных операций для игровой технологии, используемой в образовательных целях.
Технология игровой деятельности – это определённая последовательность действий по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры и подведению итогов.
Структура игровой технологии
Игровая технология имеет определённую структуру, составные части которой отражаются в документах, что позволяет широко использовать возможности игры в учебном процессе.
Основные документы – это проспект, сценарий, описание игровой обстановки, инструкции игрокам, руководства для администратора и экспертной группы.
В проспекте игры раскрывается её общее содержание и условия применения, цель, задачи, состав участников, число групп, моделируемые социальные роли.
В сценарии даётся подробная характеристика модели, представленной в игре, устанавливаются роли, правила игры, критерии оценки деятельности участников. В сценарии излагается непосредственное содержание игрового процесса.
Объект или процесс, моделируемый в игре, -это аспект действительности, представленный в игровой ситуации. Он и является предметом изучения на занятиях с учениками.
Упрощения – ограничения в структуре и модели игры.
Предыстория – характеристика слабых и сильных сторон моделируемого объекта. Предыстория помогает показать взаимосвязи между различными разделами учебного курса, включать материалы, которые уже изучены и к которым, по мнению учителя необходимо вернуться, используя эмоциональные настрой участников.
Игровая обстановка – игровые предметы, игровые документы, с помощью которых игроки решают поставленные задачи, их взаимодействия.
В регламенте игры (расписании) указывается порядок игры, характер времени её проведения.
В игровой роли отражается одна либо совокупность нескольких реальных жизненных ролей (при этом учитывается возможность совмещения ролей или исполнение одной роли несколькими игроками).
К участнику игры могут предъявляться определённые правила, требования. Если это необходимо по сценарию, то можно провести процедуру тестирования или другую процедуру отбора.
Игровая команда – группа, в которой в зависимости от заданной жизненной ситуации и игровой обстановки распределяются роли между её членами (игроками).
Представление ролей – способы изложения информации, необходимой для участников игры.
Координатор – лицо, отвечающее за подготовку и проведение игры.
Группа экспертов – лица, решающие возможные конфликтные ситуации и возникающие проблемы. В обязанности этой группы входит и подведение итогов игры.
Катализаторы – факты, влияющие на скорость игры, стимулирующие действия участников (например, дополнительные баллы). Они используются для создания эмоциональной обстановки, что особенно важно при проведении игры в детском коллективе.
Оснащение игры – перечень инструкций, программ, описание алгоритмов обработки данных, образцы необходимых бланков и иной деловой документации.
Словарь терминов – список основных понятий. Которые изучаются с помощью проводимой игры.
Вход в игру - вводный этап, исходные сведения. Вход в игру – это педагогически очень важный момент, от которого зависит как сама игра, так и её результат.
Игровая деятельность (собственно игра) связана с непосредственным функционированием игроков как представителей тех или иных организаций.
Формы взаимодействия игроков – способы рекомендуемых и допустимых контактов (устно, письменно, с помощью компьютера). В правилах игры не фиксируются конкретные решения. У каждого игрока есть возможность перестроить свои действия в зависимости от ситуаций.
Игровые циклы – части игры, относительно завершённые.
Выход из игры – итоговый этап. Это результаты, достижение которых было целью игры (получение новых знаний или повторение уже изученного), закрепление навыков, совершенствование способностей, которые могут быть полезны в будущем. Для координатора – это накопительный опыт и материалы по проведению игры с другим составом участников или разработки новой игры.
Заключительная дискуссия – способ обсуждения, подготовки, хода и итогов игры.
Проспект игры
Проспект игры – документ, который обосновывает целесообразность проведения игры. Основное содержание проспекта - полная характеристика игры и условий её использования. Прежде всего, указывается цель, задачи и назначение игры. Затем класс, на который ориентирована, состав участников, их количество и число групп, степень их подготовленности, а также моделируемые социальные роли. При разработке и проведении учебных игр цели формулируются в терминах обучения, например, закрепление знаний по учебному курсу.
В проспекте указываются общие сведения о моделируемом объекте или процессе. В документе также обосновываются необходимые упрощения, которые позволяют провести игру, сосредоточив внимание на наиболее существенных моментах изучаемого объекта. Не стоит перегружать игру лишней информацией, показателями, которые не помогают достичь главной цели игры.
В проспекте указывается регламент (расписание игры) – порядок разыгрывания частей игры, характер времени проведения игры. Этот раздел особенно важен для тех игр, которые проводятся в учебное время, так как урок ограничен временными рамками. Поэтому следует с особой тщательностью продумывать все элементы регламента.
Особо важным для проспекта игры является планируемый результат, т. е. должны быть указаны конкретные знания, практические навыки и ценностные ориентации, которые могут измениться в ходе проведения игры. Причём планируемый результат может отличаться в разных учебных группах, класса. Поэтому при разработке игры следует ориентироваться на конкретный состав классного коллектива или формулировать несколько вариантов предполагаемого результата.
Сценарий игры – это документ, в котором представляется модель (даётся подробная характеристика объекта игры), устанавливаются и обосновываются игровые роли, характеризуются правила игры. Сценарий является особым документом игры, так как по своему содержанию он ориентирован и на разработчиков, и на координатора и на игроков.
Основные этапы (стадии) разработки игры