Учитель биологии
КГУ « Партизанская средняя школа»
Петрова Любовь Михайловна
«По лабиринтам методических приемов
в преподавании биологии в рамках ОСО.»
В. Гете : «Человек должен
верить, что непонятное
можно понять…».
Добрый день ,уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.
Прием обратной связи "Ладошки".
Спасибо за поддержку, начинаем наш урок.
Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение двух-трех минут, на предложенных Вам для работы творческих листках, отобразить свое видение природы.
Прием " Ассоциации", выполняется на фоне легкой
музыки голосов природы.
А теперь я попрошу всех показать свои работы.
(Демонстрация работ) Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого- таинственный лес, а в образах третьих- наша уникальная планета.
Так и у всех детей, разный уровень развития мышления, произвольного внимания, речи, памяти, воображения, важным обстоятельством является разный темп работы на уроке. Детям требуется разное время и для овладения учебными умениями и навыками.
Итак, что сделать, чтобы наши ученики были увлечены работой на уроке?.Как же их заинтересовать?
Это очень сложно на первый взгляд, но оказывается, реально, если предложить разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. Технологий очень много, я бы хотела сегодня поделиться опытом и рассказать о некоторых методах и приемах .
Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании. Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».
Обновление содержания биологического образования, новая социокультурная ориентация школьной биологии, предполагающая развитие у школьников творческих способностей, требует совершенствования всей системы обучения биологии - использования современных педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.
Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, то есть постепенного наращивания знаний и умений как по вертикали, так и горизонтали (усложнение навыков по темам и по классам), а также иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания и классифицируемая по наиболее важным видам предметных операций. Развитие казахстанских учащихся проходит путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых учащиеся самостоятельно развивают функциональную грамотность, активно «добывают» знания, с огромным желанием развивают коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходят к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка. Учитель должен способствовать формированию у учеников навыков самообразования, умения обучаться тому, как обучаться, становление их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
При современном обучении меняется не только роль ученика и учителя, но существенно меняется и содержание традиционного школьного урока. Меняются цели и задачи урока. Учащиеся подключаются к определению задач урока, последовательности и способов учебных действий, необходимых для решения поставленных задач.
При оценке результатов преобладают формы самоконтроля и взаимоконтроля. Учащиеся совместно с учителем определяют затруднения, встречающиеся несоответствия и намечают направления корректировки полученных результатов. Самооценка и взаимная оценка обязательно присутствуют в определении степени достижения поставленной цели и достижения планируемых результатов.
Урок является основной моделью организации учебного процесса в классе.
Современного урока НЕ может быть без:
1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Актуализация необходима для того, чтобы вспомнить знания, которые будут необходимы для изучения новой темы. Мы привыкли на уроках проводить прямой опрос по прошлой теме с четкими вопросами, на личностно ориентированном уроке актуализируется жизненный опыт и ему не следует давать оценок.
Вот например. При изучении класса земноводных вы спрашиваете: «Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки? Какие ваши ощущения. Или у кого был вывих (растяжение связок, переломы), расскажите, что вы чувствовали и что вы делали до приезда врачей. Поверьте, они с таким интересом говорят об этом, пусть даже не весь класс, но несколько человек все равно расскажут.
2.МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Мотив-это желание что-нибудь делать мотивация это побуждение к работе. При обучении учитель должен создать условия, чтобы дети сами захотели узнать это и сами поставили цель.
Приемы мотивации:
Например, при изучении работы сердца и автоматии, можно привести такой факт в начале урока: Известный врач А. Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку. Зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека? Интересно. Как вы думаете?
2.Создание проблемной ситуации
При изучении строения яйца и размножения птиц можно детей озадачить таким вопросом: Вы любите яичницу? Наверное, да, я тоже люблю. А вы не задумывались над тем, что мы едим, яйцо-это что? Как оно образуется внутри организма курицы? В ответ последуют многочисленные варианты, и вы с классом ставите цель- что такое яйцо и как оно образуется?
Проблемная ситуация: вес человека варьирует в пределах 70-90 кг. Чистый вес скелета человека составляет 7-8 кг. Чем же в этом случае объясняется высокая прочность скелета при относительной его легкости?
3.Анализ жизненной ситуации
При изучении витаминов: замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Д значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это можно объяснить?
Или вот на урок при изучении групп крови, переливание крови принести, к примеру медаль Почетному донору Республики Беларусь. Спросить, за что такая медаль может быть получена?
4.Использование произведений искусства
Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, мальчик-с-пальчик, семь гномов, Карлсон, Незнайка, хоббиты и другие). Как вы думаете, с чем связан их маленький рост?***основы генетики.
5.Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки?
- От худого семени не жди доброго племени (тема «Семя», «Влияние вредных привычек на репродуктивное здоровье»)
-Достанется тебе ухо от селедки (тема «Рыбы»)
6.Найди в тексте ошибку (дается текст с ошибкой по определенной теме и в конце урока ошибку дети сами найдут)
7. Экскурсия в историю
При изучении фотосинтеза и дыхания растений: одна знатная дама , узнав об исследованиях учеными процесса фотосинтеза, приказала поставить в свою спальню много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была ее ошибка?
8.Изречения знаменитых людей
-Сократ: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Вы с этим согласны?
-Гиппократ: «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами»
9. Приём "Что бы это значило?"
Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (Работа с творческими листами, выдвижение гипотез).
С позиций современного обучения ученики должны сами сформулировать цель, а это они могут, наша задача чуть-чуть их подтолкнуть к этому (а вы хотите узнать….).
3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта
(дидактическая цель урока :НЕ научить или познакомить, а создать условия!), учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)
«Мнемонические приемы в процессе изучения биологии»
Как запомнить строение и функции надкостницы (периост).
Обеспечить кости рост
Предназначен периост.
В нем и нервы, и сосуды,
Все питание оттуда,
Для сращенья перелома
Роль надкостницы огромна.
4.ОТРАБОТКА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Для слабых и творческих учеников можно дать интересные (креативные задания), можно разработать много карточек-заданий, можно организовать задания на пару.
Тема «Простейшие»
Опишите амебу обыкновенную, используя только прилагательные.
(одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная.)
Представьте себе, что вы- эвглена зеленая. Опишите свои ощущения (я одноклеточная, мне очень одиноко и скучно, бывает и страшно, я очень маленькая- быстро устаю.)
3.Метод эвристических вопросов.
Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова «что», «кто», «зачем», «почему», «как», «чем», «когда»…
4.Метод ошибок. Найдите в тексте биологические ошибки (ребенку предлагается текст с ошибками)
Кстате, такие упражнения хорошо использовать развивая слуховую память. Прочитав текст один раз верно, второй уже с ошибками, ребята должны найти ошибки, воспринимая текст на слух
5. Метод сравнения.
Что здесь лишнее? Дайте по два разных ответа. Ответы обоснуйте.
А) Медведь, рысь, лиса, волк, дельфин, акула
Б) Капуста, морковь, свекла, огурец, земляника
6 .Метод фактов
Узнайте по описанию «особо опасного преступника»-. (Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружен до зубов, на ребрах ходит, у него есть капюшон, на нем - татуировка.) змея кобра
5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
объективным результатом урока служит ФО, а субъективным- рефлексия ( осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов).
- Что нового вы узнали?
-Интересно ли вам было на уроке?
Что именно вам понравилось?
- Доволен ли ты своим результатом? ( Если нет, то укажи причины: мало занимался, не понял материал, не знал, что нужно было выучить, и др.)
В. Гете сказал: «Человек должен верить, что непонятное можно понять…». Не секрет, что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того, чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. Помочь им в этом – задача всех учителей.
Дидактический синквейн
Отгадай понятие
Анатомия
древнейшая, научная
рассматривает, изучает, исследует
Изучает форму, строение органов.
Наука.
Цветок
мелкий, воздушный
привлекает, опыляется,
Генеративный орган размножения цветковых
Дающий плод
Рефлексия «Я учусь и рефлексирую, значит я – мыслю».
Вопросы к мастер-классу (рефлексия)
Уважаемые коллеги! Удовлетворены ли Вы работой:
отлично |
хорошо |
Удовлетворительно |
|
1.Общей организацией мастер-класса |
|||
2.Степенью новизны увиденного на мастер-классе |
|||
3.Качеством содержания материала. |