Он прожил всего тридцать лет, но творчество его, неповторимо яркое и глубокое, прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного российского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
Его поэзия всегда жила в душе и в памяти народа, потому, что уходит своими корнями в толщу народной жизни, питается её соками, растет из её глубин. Есенин отличается такой силой искренности и непосредственности чувств, такой напряженностью нравственных поисков и такой чисто человеческой неповторимостью, что говорить о его сложном и противоречивом творчестве совершенно невозможно без учета его биографии, его жизненного пути.
Поэт был прав, когда говорил о том, что его лирика жива одной большой любовью к Родине. Любовь к Родине, к национальным истокам нашла выражение не только в содержании произведений, но и в характере поэтического мышления поэта, в художественной форме его произведения. Это, прежде всего, обнаруживается в глубокой внутренней связи его поэзии с народным устно-поэтическим творчеством.
Как и в народном творчестве, у Есенина почти нет пейзажных стихов, но в то же время и нет стихотворений, в которых бы так или иначе не ощущалась связь с миром природы. Поэт постоянно обращается к образам природы в тех случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем месте в прошлом, настоящем и будущем. Нередко в его стихах природа настолько сливается с человеком, что сама оказывается как бы отражением каких-то человеческих чувств, а человек в свою очередь, предстает как частица природы. У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Трудно назвать другого русского поэта, у которого краски сыграли бы такую же большую роль, как в творчестве Есенина. Часто мы встречаемся в поэзии Есенина с синим и голубыми цветами. Это не просто индивидуальная привязанность поэта к таким краскам.
Сергей Есенин – один из величайших русских поэтов, развивающих замечательную и своеобразную традицию русского стиха – напевность. Лирика Есенина целиком пронизана песенной стихией. «Засосал меня песенный плен», – писал о себе поэт, подчеркивая эту особенность своих произведений. «степным пеньем» назвал поэт свое творчество.
Сохраняя свою привязанность к исконно-русскому, поэт сочетает ее с не менее глубокой привязанностью к новой революционной эпохе. Национальная основа его поэзии ощущается во всем; в тематике, ритмике, лексике, образной системе.
Есенина все более увлекает историко-революционная тематика. Так Есенин «на расстоянье» увидел то «большое», что совершалось в ходе революции.
В последние годы жизни Есенина явно привлекает и так называемая философская лирика, которую точнее можно определить как лирику житейских раздумий. В эту пору Есенин много размышляет над жизнью. Он критически оценивает своё прошлое, учитывает опыт пережитого, задумывается над будущим.
Вместе с тем Есенина не переставали тревожить беспокойные, мучительные мысли. Пытаясь вырваться из этого мрачного состояния, Есенин решает резко переменить обстановку – он переезжает в Ленинград, забрав вещи и рукописи, но 27 декабря 1925 года его настигает трагическая смерть, которая, безусловно связана с внутренним неуравновешенным состоянием поэта, которое было непосредственной причиной его гибели. Но тогда уже стало понятным и другое: смерть поэта – это не мгновенная катастрофа.
Русская литература прошлого проявила немало усилий для разрешения вопроса о «власти земли» над крестьянином в условиях социальной несправедливости. Есенин – первый крестьянский поэт, сделавший попытку внутренне преодолеть эту «власть земли». Его опыт не прошел бесследно в поэзии, это, несомненно, учитывали многие поэты.
Значение творчества Есенина для русской поэзии было понято далеко не сразу. Многие современники поэта вообще отрицали его, пустив в обиход оскорбительное слов «есенинщина», подразумевая под ним пессимизм, упадочничество, аморальность. Лишь немногие по достоинству сумели тогда оценить талант Есенина.
Прошли года, десятилетия, столетие, а поэзия Есенина не только не утратила своего эстетического и идейно нравственного значения для современности, но и обрела свою силу. Многие поэты, высоко оценивали поэтическое наследие Есенина, брали на вооружение его творческие достижения. Демократическая, народная сущность его лирики теснейшим образом связана с традициями русской поэзии. Есенину было незнакомо чувство национальной исключительности. Он мечтал о том времени, «когда пройдет вражда племен», когда «людская речь в один язык сольется». И в тоже время у поэта было сильно развито национальное чувство. Поэзия Есенина объективно противостояла пренебрежению к русской классике, учила и учит дорожить традициями национального искусства.