Профориентационная работа с учащимися подросткового возраста охватывает период с 5 по 9 классы. Целью профориентационной работы на данном образовательном этапе является формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания учащихся.Главная особенность данного этапа состоит в постепенном переходе школьников на качественно новый уровень социального развития, когда, с одной стороны, формируется сознательное отношение к себе как к субъекту общественных отношений, а с другой, – готовность к трудовой общественно полезной деятельности.Проведение учебно-воспитательных мероприятий должно строиться с учетом индивидуальных особенностей взрослеющего ребенка, на основе тактичного и уважительного отношения к его инициативе, самостоятельности и интересам.
Профориентационная игра
Цель: содействие в расширении общей осведомленности учащихся младшего подросткового возраста о мире профессий.
Задачи:
Категория: учащиеся 5-6 классов.
Время игры: 1 час 20 мин.
Ход игры
Ведущий:
– Ребята, многие из вас, наверное, уже задумывались о таком серьезном и ответственном шаге, как выбор профессии. Выбор будущей профессии требует подготовки и знаний, времени на раздумья. И от того, правильно ли вы выберете свою будущую профессию, будет зависеть ваша дальнейшая жизнь.
Наша сегодняшняя встреча поможет вам узнать много нового и интересного о себе, изучить свои склонности и интересы, а также поближе познакомиться с миром профессий. В ходе занятия мы с вами выполним тест, который позволит определить, к какому типу профессий у вас есть склонности. Возможно, некоторые из вас даже наметят свой профессиональный путь.
1. Разминка.
Упражнение «Азбука профессий». На каждую букву алфавита необходимо назвать профессию.
Ребята по очереди называют по одной профессии на каждую букву алфавита, пропуская такие буквы, как «Ё», «Й», «Ь», «Ъ», «Ы». Если кто-то из учащихся испытывает сложности, одноклассники ему помогают.
2. Основная часть.
Ведущий: – Ребята, обратите внимание, как много профессий мы с вами назвали, но это – их совершенно небольшая часть. Сегодня в мире насчитывается около 50 тысяч различных профессий. Ежегодно появляется около пятисот новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо исчезают вовсе, либо меняются до неузнаваемости.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться с формулой профессии.
профессия = предметы труда + цели труда |
Предмет труда – это приборы и инструменты, с которыми работает человек данной профессии. Цели труда – то, ради чего работает человек данной профессии. Таким образом, профессия состоит из предметов труда и целей труда.
Задание 1. «Формула профессии».
Один ученик выходит из класса, а остальные ребята загадывают профессию. Вслух называются только предмет и цели труда. Необходимо догадаться, о какой профессии идет речь.
Примеры:
Задание 2. Работа с тестом ДДО- 30 (часть 1)
Ведущий: – Сейчас с помощью теста мы попробуем определить вашу профессиональную направленность и узнать, к какому типу профессий у вас есть склонности.
Учащимся предлагается ответить на вопросы дифференциально-диагностического опросника (Е.А. Климов) и подробно объясняется инструкция. Работа с тестом будет проходить в три этапа (тест делится на 3 равные части по 10 вопросов).
Инструкция: Чтобы выяснить, какой из типов профессий наиболее соответствует сложившимся у вас личностным качествам, необходимо ответить на ряд вопросов. Если вы согласны с утверждением и названная деятельность вам интересна (нравится), отметьте в бланке ответов номер этого утверждения (найдите цифру утверждения в одной из пяти колонок таблицы).
Бланк ответов
Тип профессии |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
Человек-природа |
Человек-техника |
Человек-человек |
Человек-знаковая система |
Человек-художественный образ |
1 |
||||
2 |
3 |
|||
4 |
5 |
|||
6 |
||||
7 |
8 |
|||
9 |
10 |
|||
11 |
12 |
|||
13 |
14 |
|||
15 |
||||
16 |
17 |
|||
18 |
19 |
|||
20 |
||||
21 |
22 |
|||
23 |
24 |
|||
25 |
26 |
27 |
||
28 |
29 |
30 |
||
СУММА БАЛЛОВ |
||||
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
Ведущий: – Человек любой профессии должен иметь определенные знания по своей специальности. А вот должен ли он обладать определенными способностями и личностными характеристиками, мы узнаем после выполнения следующего упражнения.
Задание 3. «Индивидуальные качества человека и профессия»
Ведущий: Вам необходимо назвать способности (возможно, черты характера), которые, по-вашему мнению, присущи представителям определенной профессии и необходимы для того, чтобы стать профессионалом своего дела.
Примеры:
Ребята называют способности личностные качества и объясняют свой выбор.
Ведущий: – Как видите, каждая профессия выдвигает определенные требования к человеку, тесно связана с его интересами и склонностями. От индивидуальных качеств во многом зависит возможность успешного осуществления профессиональной деятельности. Так, способность хорошо различать запахи и долгое время их помнить необходима химику, дегустатору, повару и др. Если человек хорошо удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.
Задание 4.Работа с тестом ДДО-30 (часть 2)
Ведущий: – Продолжаем работать с тестом. Сейчас мы ответим на следующие 10 вопросов.
После выполнения второй части теста ведущий предлагает ребятам следующее задание.
Задание 5. «Угадай профессию»
Два ученика выходят из класса, а в это время класс загадывает какую-нибудь профессию. Ребята возвращаются и пробуют отгадать данную профессию с помощью вопросов.
Примеры:
Задание 6. «Профессиональная область»
Ведущий: – Я называю профессиональную область, а вы называете 3-4 профессии, относящиеся к данной области.
Примеры:
Задание 7. Работа с тестом ДДО-30 (часть 3)
По окончании выполнения теста подсчитываются результаты в бланке ответов.
Ведущий: – Подведем итоги нашего тестирования. Подсчитайте в каждой колонке, сколько вы обвели кружков, внизу укажите сумму баллов. В тех колонках, где у вас получилось наибольшее количество баллов, указан тип профессии, который соответствует вашим личностным качествам и склонностям.
Далее ведущий рассказывает о содержании типов профессий.
Ведущий: – Выделяют пять типов профессий:
3. Подведение итогов
Ребята обсуждают результаты тестирования, делятся впечатлениями и отвечают на вопросы: